Статья от 12-01-2022г.

Всех посетителей блога с Наступающим Новым Годом !

Желаю здоровья, творческих успехов и радиолюбительского долголетия !

Сегодня решил предложить вашему вниманию схему SSB приемника на 7МГц супергетеродинного типа, с одним преобразованием частоты и с промежуточной частотой 10,7 МГц.

Преамбула такова...

Разглядывая в очередной раз свои "коробочки" с детальками, я набрёл, как мне показалось, на интересные кварцы в корпусе Б2, внешний вид их примерно такой как на Рис.1 ниже..

(Для увеличения картинок, кликайте по ним мышкой...)

 
Рис1.
 
По-видимому, это были кварцы с раскуроченного широкополосного КФ, типа ФП1П, покрашенного в серую молотковую эмаль. Кто-то, когда-то давненько мне подарил такой КФ(сорри, не помню уже кто именно...) именно для "разборки", т.к. использовать его "в лоб", не представлялось возможным - полоса его была широченная 15-20 кГц ! В корпусе такого КФ(размер его как половина шоколадного батончика ROSHEN) две четвёрки кварцев, попарно с разносом частот в 3 кГц !!! Первая четвёрка ушла кому-то в качестве моего подарка. А вторую я благополучно на днях обнаружил и был приятно удивлен частотам нанесенным на кварцы - 10725,5 кГц и 10728,5 кГц !!! Разнос собственных частот ровно 3 кГц. Помилуйте, воскликнул мысленно я, так это то что мне нужно. И первое что мне пришло в голову - сделать на них КФ по мостовой схеме и применить его в SSB приемнике на 7МГц. Т.е. что- то подбирать, подпиливать, подтачивать, шлифовать и пр., уже было не нужно - всё есть готовое и очень "точно" готовое ! 😀 Во-вторых, не хотелось делать приемник "с нуля", как это я обычно делаю... Пересмотрев свои недавние схемы приемников, остановил свой взгляд на схеме, что ниже на Рис.2 ... Тем более, что этот приемник был собран у меня на макетке..
 
              Рис.2        
В этой схеме есть, почти весь набор узлов нужных для моего SSB супергетеродинного приемника на 7МГц. Придется что-то изменить и малость чего-то добавить. Сказано(задумано)-сделано !!
Схема, которая возникла из Рис.2, на рисунке ниже  - Рис.3
            Рис.3
 
Рассматривать подробно эту схему не буду. Расскажу, что добавилось и что немного изменилось...
Как видно из схемы тракта УПЧ в ней нет. Есть два смесителя Q3Q4 и Q9Q10. Собраны по аналогичным схемам на базе дифф.усилителей, которые я неоднократно применял в своих разработках, как надёжные и работоспособные устройства на 100%. В обеих смесителях сигналы с генераторов(ГПД и ОКГ-опорный) подаются на нижние транзисторы Q2Q11. Сделано это  с умыслом, а не просто так... Дело в том, что ВЧ, ПЧ сигналы я решил подавать на верхние транзисторы смесителей парафазно(0/180) - это увеличивает коэффициент передачи смесителей, причем всегда для таких схем! Истоковый повторитель на Q1  был преобразован в фазо-расщепитель. Точно такой же каскад и на Q6. ГПД, схемо-технически, остался таким же, с перестройкой выдаваемой частоты -17,7 - 17,9 МГц для перекрытия частот 7-7,2МГц при ПЧ=10,7МГц. Закон преобразования можно было бы поменять на "суммирующий". Т.е. ГПД должен выдавать частоты 3,5 - 3,7 МГц для приема частот 7-7,2 МГц. Суммируя эти сигналы получаем ПЧ=10,7МГц. Хотя это совсем не лучший вариант, разве что  в плане значительного понижения частоты ГПД(стабильность), зато гармоники ГПД(чётные) будут, в аккурат, попадать прямо на вход приемника в виде частокола свистов. 😀 И от этой затеи я отказался. Пришлось делать ГПД на частоты 17,7 - 17,9 МГц.  Вдобавок мне не повезло ещё в том, что  у меня остался всего один кварц на частоту 10728.5 кГц. Т.е. скорее всего на правый скат АЧХ КФ. Т.е. выделяться будет верхняя боковая полоса. Но, мне удалось "увести" частоту кварца в ОКГ Q12Q13 при помощи "удлиняющей" индуктивности(дросселей 10+6,8+1 мкГн последовательно). И всё заработало так как это нужно.
Для улучшения параметров мостового КФ, можно(и нужно) L5 дополнить конденсатором, чтобы получился контур настроенный на частоту 10728,5 кГц. Это улучшит АЧХ КФ и увеличит коэффициент передачи. 
Нагрузкой первого смесителя является параллельный LC-контур L4C8, настроенный на ПЧ=10,7МГц. В детекторе применено токовое зеркало, увеличивающее существенно  также коэффициент передачи детектора. Всё это привело к тому, что, как я писал выше - УПЧ как таковой отпал за ненадобностью. Усиления двух смесителей хватает "с головой" ещё и с хвостиком в придачу ! 😀 При приеме в вечернее время регуляторы УВЧ и УНЧ стоят примерно на 30% от максимальных значений. Запас по усилению ещё очень большой. 
Вот, собственно, и весь краткий обзор схемы SSB  приемника на 7 МГц с ПЧ = 10.7 МГц.
Демо-файл выложу попозжее, как запишу и смонтирую...

Демо-файл работы приемника...

Как видно или слышно, 4-хкристалный КФ довольно прилично справляется со своей задачей - подавление верхней боковой полосы частот. По крайней мере слушать в таком виде эфир вполне и очень комфортно, чем вообще без подавления боковой. Конечно, "выше крыши не прыгнешь" и стоит понимать, что от такого КФ "высочайших" параметров ждать не приходится и приходится довольствоваться тем, на что он способен, не более и не менее... Повторюсь - это гораздо лучше, чем без него вообще. И,пожалуй, самое важное - не пришлось ничего подбирать, подпиливать или подтачивать... Соединил кварцы мостом и прием сразу преобразился... 

Успехов вам в вашем хобби! 
С ув. ко всем - Сергей/US5QBR/
 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога